Робототехника. Начальный уровень

Автор: Смирнова Ольга Анваровна, учитель информатики высшей категории МАОУ «Лицей № 9»

Учебно-методический комплекс представляет собой учебно-методическое обеспечение курса «Робототехника». Предметная область «Информатика». Предназначен для организации занятий по конструированию и программированию лего-роботов во время внеурочной деятельности. Задачник к курсу содержит задачи, для решения которых используются различные алгоритмические конструкции и возможности лего-роботов.

Пояснительная записка

  Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом углубления темы «Алгоритмика» в курсе информатики для учащихся 5-8 классов. Отличительной особенностью стандарта второго поколения (ФГОС) от стандарта первого поколения является его деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.   Поэтому курс «Роботототехника» направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире компьютерных технологий. На планете уже существует огромное количество роботов – от пылесосов до космических аппаратов. А какие возможности открываются в этой области для творческих исследований, новых изобретений! В рамках курса учащиеся узнают о достижениях и направлениях развития мировой робототехники, будут вовлечены в увлекательную, творческую среду самостоятельной работы с Лего-роботами. Итогом курса станут творческие разработки учащихся, представление и защита созданных моделей. Авторы лучших работ смогут принять участие в городских и краевых соревнованиях по роботехнике. Программа курса апробируется в МАОУ «Лицей № 9» г. Перми в 2013 году. В процессе апробации в программу будут вноситься необходимые изменения.

Цель учебного курса:

Формирование у учащихся 5-8 классов информационной культуры через моделирование, конструирование и компьютерное управление Лего-роботами в соответствии с основными физическими принципами и базовыми техническими решениями, лежащими в основе всех современных конструкций и устройств.

Задачи:
Образовательные:

  • Организовать активную внеурочную деятельность учащихся на основе знакомства с современными направлениями развития робототехники.
  • Познакомить учащихся с профессией инженера, с мировыми трендами в робототехнике.
  • Реализовать на занятиях межпредметные связи с физикой, информатикой и математикой.
  • Научиться решать задачи, результатом которых будут программно-управляемые роботы.

Развивающие:

  • Развивать у школьников алгоритмическое мышление, навыки конструирования и программирования. Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность.
  • Развивать  умение наблюдать окружающий мир как сложную систему взаимосвязанных объектов.
  • Развивать творческое мышление и пространственное воображение учащихся.
  • Участвовать в конкурсах и состязаниях роботов городского, краевого и российского уровня в целях мотивации обучения.

Воспитательные:

  • Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных проектов.
  • Формировать у учащихся стремления к получению качественного результата.
  • Формировать навыки работы в команде: распределение между собой обязанностей, освоение культуры и этики общения.

Сформулированные цели и задачи способствуют достижению следующих результатов:

Личностные образовательные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;
  • формирование способности учащихся к саморазвитию и самообучению;
  • формирование осознанного выбора и построения дальнейшей образовательной траектории на основе професиональных предпочтений;
  • развитие эстетического сознания через изучение правил и приемов дизайна моделей.

Метапредметные результаты:

  • развитие ИКТ-компетентности, т.е. приобретение опыта использования средств и методов информатики: моделирование, формализация и структурирование информации, компьютерный эксперимент;
  • планирование деятельности, составление плана и анализ промежуточных результатов;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений при работе в команде и индивидуально;
  • умение находить необходимые для работы информационные ресурсы, оценивать полезность, достоверность, объективность найденной информации;
  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как моделирование с помощью Лего-робота объекта реального мира, его программирование и исследование;
  • формирование представления о развитии робототехники, основных видах профессиональной деятельности в этой сфере.

Предметные результаты:

  • освоение основных понятий информатики: информационный процесс, информационная модель, информационная технология, кибернетика, робот, алгоритм, информационная цивилизация и др.;
  • получение представления о таких методах современного научного познания как системный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения по выбранной образовательной траектории.

Полный вариант учебно-методического комплекса к учебному курсу «Робототехника. Начальный уровень»


По материалам сайта http://www.lyceum9.ru/